|
Что нужно знать при покупке б/у мопеда, кроме его технических характеристик
|
В Челнах скут мона купить почти на любом авторынке, но можно купить «убитый» в хлам за большие деньги или заряженный в мясо почти задаром. Очень много продаваемых мопедов угнанные, без документов. Поэтому предлагаю вам прочесть данную статью перед покупкой скута.
В этой статье хочу осветить несколько очень важных вопросов, возникающих у покупателя при приобретении мопеда.
Как же купить мопед, который наиболее подойдет к Вашей манере езды и Вашему характеру? Прежде всего, Вы должны сами определиться, для чего именно он Вам нужен: для гонок по городу, для передвижения по деревне или для того и другого. Это очень важно, так как от этого будет зависеть, сколько прослужит Ваш мопед.
- Yamaha - довольно популярные мопеды в основном городского цикла, очень прыткие, "уходящие" со светофора, 80% из которых летит больше 60 км/ч. Рекомендуем тем, кто любит скорость и большие расстояния. Желателен дисковый тормоз. Минусы - не предназначен для плохих дорог, капризен. Не рекомендуется детям до 12 лет.
- Honda - самые распространенные мопеды, особенно старого образца, наиболее тихоходные, с самыми удобными и сравнительно большими сидениями. 50% из них не развивают 60 км/ч даже с выбитыми ограничителями. Рекомендуем тем, кто ездит в деревне по среднего качества дорогам, а также если Вы хотите поменьше копаться в двигателе - он заводится всегда и в любую погоду, очень тихо работает, хорошо выдерживает зимнее хранение. Минусы - плохая ходовая, передняя вилка слабая.
- Suzuki делают наиболее "навороченные" и мощные мопеды. Тюнинговая комплектация самая полная, включает в себя маятниковую вилку, дисковый тормоз, спойлер с повторителем, резонатор на глушитель. Могут "бегать" как 50 км/ч, так и 80 км/ч. С маятниковой вилкой не рекомендуется для гонок - маятник "заваливает" на поворотах, зато он очень смягчает езду по плохой дороге. Это наиболее универсальные мопеды. Они понравятся как в деревне, так и в городе. Очень неплохая ходовая. Минусы - неудобная для двоих сидушка, жесткая работа двигателя.
Ремонтабельны мопеды практически любых фирм, с этим проблем сейчас нет. В каждой конторе Вам будут хвалить достоинства определенной марки, модели. Все зависит от предпочтения мастеров и наличия з/ч. Самое главное, чтобы Вы сами выбрали для себя мопед, не идите на поводу у тех, кто будет Вам навязывать только одну из моделей.
А теперь один из самых щекотливых вопросов - документы на Ваш мопед. Как известно транспортное средство до 50 см3 регистрации в ГИБДД не требует, поэтому никаких документов, накладных, подтверждающих право владения, у Вас может и не быть, за это Вам ничего не будет. Различные чеки Вам могут выдавать при покупке мопеда в автосалонах, но там и цены на мопеды на порядок выше, чем у тех, кто торгует ими в честном порядке. Разберем две ситуации, когда документы могут понадобиться.
Первая. Вас тормозит сотрудник ГИБДД. В основном им просто интересно посмотреть на Ваше чудо. Документы они могут попросить, если день не сложился, настроение плохое, задержка зарплаты или просто потрепать нервы. Самое смешное, что автора этой статьи самого не раз останавливали от сержанта до майора только для того, чтобы выяснить какие же документы должны быть на мопед, какой формы. А так как установленного образца нет, то и документы могут отсутствовать. Если Ваш мопед до 50 см3 ничего не бойтесь, задержать Вас не имеют права. Только пожалуйста, не убегайте от ГИБДД, они этого почему-то не любят.
Вторая. Случилось страшное - Ваш мопед украли. Если его найдут, документы помогут доказать, что это именно Ваш аппарат. Но если номера двигателя и рамы затерли: Все. Даже имея документы и узнав свой мопед под чужим седоком, Вы ничего не сможете сделать и доказать. Только мордобой, что не выход. Седок может оказаться честным покупателем, приобретшим мопед за углом у первого встречного. Иногда все же милиция может помочь. В Японии на мопед нужны права, регистрация, обязательный тех. осмотр. Неплохой выход нашли во Владивостоке. Там любой владелец мопеда может пойти в ГИБДД и внести его номера в компьютер, получив соответствующую справку, что-то вроде регистрации, а ДПС проверяет ее на дороге. Иногда помогает.
Чтобы не купить 100% ворованный мопед, выбирайте его в местах, где выбор от 10 штук и больше. Разумно подходите к цене, за которую Вам предлагают купить мопед. Не убеждайте себя в том, что Вам просто повезло, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Теперь поговорим о ценах. Почему одни и те же мопеды стоят по-разному? Все начинается еще в Японии. В разных портах разные цены. Обычно мопеды подвозят к борту наших пароходов сами японцы. Они же и диктуют цены, торговаться с ними бесполезно. Выбора, сами понимаете, ноль, состояние тоже не всегда удовлетворительное. 75% б/у мопедов попадают в продажу именно с этих торговых стоянок. Остальные 25% приходят из японских мотосалонов, магазинов или просто из-под японцев. Это хорошее качество товара, но и другие цены. Мы приводим ниже цены, скаченные с сайтов японских магазинов. Теперь прибавим к ним стоимость морской перевозки, растаможки, ж/д перевозки, гонорары людей, которые этим занимаются и получим на выходе цену в 2 - 2,5 раза больше, чем в Японии. Цена еще колеблется от наличия наворотов - маятниковой или спортивной вилок, спойлеров, тюнинговых глушителей, дисковых тормозов, электрики от Daytona или Kitako. Чем больше всего, тем цена выше. На стоимость влияет также и год выпуска. Мопеды могут быть с виду одинаковые, но разница в годах выпуска может составлять от 3 до 7 лет, в зависимости от того, сколько эта модель выпускалась. Это видно по ценам японских магазинов. А самое главное - это техническое состояние мопеда. Мопед 1991 г. выпуска может стоить дороже собрата 1995 г., если его состояние лучше. Так что плюньте на год выпуска, тем более его зачастую невозможно установить точно, а выбирайте мопед по техническому состоянию.
После цен нужно поговорить о тех, кто Вам их предлагает. Самые низкие цены у "партизан". Из истории войн мы знаем, что партизаны - это те, кто выбежал из леса, напакостил и убежал опять в лес. Так и "партизаны", торгующие мопедами. Они предлагают в объявлениях мопеды старых моделей и годов выпуска за 300-400$, выдавая их за 1999-2001 гг. Сознательно обманывая покупателей, они стремятся только быстро сорвать денег, а дальше трава не расти. Таким сезонным продавцам совершенно неважно, где брать эти мопеды, в каком техническом состоянии, лишь бы было подешевле. Очень часто скупаются мопеды после пробега по РФ. Обычно у них в наличии не более 5-10 штук. Своими действиями они тормозят продвижение на рынок более новых, а соответственно более надежных моделей. Будьте бдительны. Сэкономив 50$, Вы рискуете потом потратить намного больше, доводя свой мопед до нормального рабочего состояния. Хотя, как и во всем, бывают исключения из правил, но они очень редки. Об остальных продавцах нет смысла говорить подробно. Чем серьезнее занимаются этим люди, тем лучше выбор и состояние мопеда, но и выше цена.
Японские подержанные скутеры в России приходят на смену мопедам отечественного производства. Покупают их люди, у которых нет лишних денег на покупку хорошего скутера или мотоцикла и на права не хочется сдавать. Рынок подержанных японских скутеров я не могу назвать разнообразным, он состоит из трёх основных моделей (Хонда Дио, Сузуки Сепиа и Ямаха Джог). Эти модели составляют где-то 80 процентов всех подержанных скутеров. Они очень похожи внешне, но очень сильно различаются по своему «характеру»… Говоря кратко Хонды - самые медленные и «дохлые», Ямахи наоборот самые «шустрые», ну а Сузуки - нечто среднее. Стоят скутеры данных фирм где-то 500-700 долларов. За эти деньги можно купить скутер в нормальном состоянии, на котором ещё ездить и ездить. Можно купить скутер и за 300 долларов, но это будет довольно старый скутер (80-х годов), который уже исчерпал свой ресурс, хотя бывают и исключения. Я советую покупать скутер не менее чем за 400 долларов, скутер за такие деньги ещё поездит, и не мало. За 800-1000 долларов продаются скутеры «свежих» годов выпуска с полной предпродажной подготовкой, но такие скутеры в России не особо раскупают – дорого. Если вы считаете, что 60 км/ч - очень мало, тяга 50-кубового «горшка» вас не устраивает и за рулём «полтинника» тесно, то советую обратить на скутеры с объёмом двигателя 100 или около того кубов. Характеристики этих скутеров значительно отличаются от «полтинников». Такие скутеры разгоняются до 100 км/ч и уверенно тянут двоих человек. Самый сложный вопрос – регистрировать ли «сотку». Кажется, что ответ очевиден – надо, но ведь выглядит «сотка» как обычный «полтинник». С ментами проблем нет, поскольку он просто не догадаются, что у вас не мопед. Но если вы собираетесь ездить на скутере «сотке» в дальние поездки, то советую все-таки его зарегистрировать. Если вы не дай бог попадёте в аварию на незарегистрированной «сотке», виноваты будете только вы. Пожалуй, это главная проблема, которая может возникнуть с отсутствием регистрации и прав. У «сотки» есть неоспоримые преимущества в истинно российских условиях, у них гораздо более крепкая ходовая часть, их двигатели не так бояться попадания пыли, как «полтишковые» моторчики, и ресурс «соток» значительно больше. Я бы хотел выделить две наиболее распространённые и доступные модели японских «соток» секонд хенд. Это Honda Lead 90/100 и Suzuki Adress 100. Хонда выпускается как 100 кубовой, так и 90 кубовой. Конструктивно отличается в лучшую сторону 90 кубовая версия, но она и немного дороже. Suzuki Adress более скоростная, нежели тяжёлый Lead, она легко набирает 100 км/ч. Хонда больше подходит для езды вдвоём, у неё очень крепкая ходовая. Этот скутер просто идеален для дачного использования. Можно поехать, например, на пляж вдвоём и взять с собой кучу всяких вещей. Багажный отсек Lead очень большой. Сузуки больше подходит для езды без пассажира в городе, она больше похожа на обычный полтинник, нежели Хонда. Не стоит покупать Хонду любителям агрессивной езды, это не её предназначение. Мощность «соток» от «полтинников» отличается не очень сильно, но тяга значительно лучше. Ещё одно преимущество «сотки» - это то, что она более заметна на дороге из-за своих больших габаритов. Теперь немного о цене… Сузуки значительно дешевле Хонды, стоит она где-то 650-800$, Хонда – 1000-1300$, но она стоит своих денег! Если вам нужна сотка для города, да и денег особо тратить не хочется, то покупайте Сузуки, а если вам нужен комфортабельный тяговитый скутер, который не боится российских условий и легко перевозит двоих человек, то лучше Хонды вы ничего не найдёте! Покупая дешёвый скутер с рук, вы можете потом долго жалеть о своём выборе, вам просто могут всучить полное «дерьмо»! Поездив на нём пару дней, он просто начнёт сыпаться. Вам это надо? Лучше уж заплатить «лишние» 100 долларов. И катайтесь себе в радость.
Первое, на что обычно обращают внимание — внешнее состояние. Многие на этом моменте и останавливаются, а если ещё и двигатель запустился от стартера — вообще верх желаний. Конечно лучше, если облицовка, оптика в наличии и целые, но более пристальное внимание надо обратить на двигатель.
Вообще, скутер — это довольно надёжный агрегат, и в процессе эксплуатации не возникает серьёзных проблем в пределах ресурса — средний ~ 15 тыс. км. Как показывает практика, скутера поступают на наш рынок с довольно сносными двигателями, редко встречаются экземпляры, которые вообще не дышат. Порядка 90-95% могут проходить ещё не одну тысячу километров, при этом год выпуска здесь роли не играет, зачастую более «заряженные» спортивные скутера имеют общее состояние гораздо худшее, чем самые древние. Но этот процент раза в два уменьшает неправильная, небрежная предпродажная подготовка, техническое обслуживание и ремонт.
Именно поэтому при осмотре скутера вам стоит обратить внимание на внешнее состояние двигателя: сбитые винты, болты, выступающий герметик, нештатный крепёж и т.д. Заметив это, постарайтесь получить внятный ответ от продавца — какие работы уже проводились. Как правило, такие машинки уже изрядно походили по нашим дорогам и восстановлены для продажи.
Если вас всё устроило, запустите двигатель: при работе не должно быть никаких звонов, стуков, свистов и других проявлений чрезмерного износа узлов. Всё это слышно очень хорошо и не надо иметь музыкального слуха для того, чтобы понять, что что-то не в порядке. Когда продавец может предложить к осмотру несколько скутеров сразу, то попросите запустить их и сравните их работу. Будет небольшая разница в работе из-за конструктивного исполнения двигателя, системы зажигания и выпуска отработавших газов. Работа двигателя должна быть устойчивой, без «гуляния» оборотов, после перегазовки обороты устанавливаются примерно на том же уровне, без зависаний и провалов (показатель герметичности системы питания после карбюратора, картера, КШМ, чистоты карбюратора, состояние лепестковых клапанов). Если работа вас устроила, то можно, оговорив условия с продавцом, проверить скутер на ходу.
Трогание скутера должно быть плавным, именно плавным, а не медленным — без рывков и провалов. Проверьте, как работают тормоза, управляемость (при ровном положении руля скутер должен ехать прямо, не пытаясь куда-то повернуть).
По возможности убедитесь, что воздушный фильтр в хорошем состоянии. Основной причиной всех неполадок на 95% является именно он. Фильтр изготовлен из специального поролона, как правило, серого цвета: двухслойного (Suzuki), однослойного (Honda, Yamaha), с ворсом (Yamaha). Встречаются бумажные фильтры — в основном на четырёхтактных двигателях. Фильтр не должен иметь механических повреждений, выкрашивания поролона, слипания и должен быть обязательно пропитан маслом для воздушных фильтров (за неимением оного — возможно моторным). Замена поролона должна проводиться на аналогичный.
Если фильтр разрушен, иногда его просто выкидывают, или нормальный фильтр очень тщательно промывают и ставят сухим (не пропитанным маслом) — и то и другое не сулит двигателю долгой жизни. Поэтому лучше сразу при покупке попросить, чтобы вам показали, где он находится и его состояние, тем более что на большинстве моделей снять его — минутное дело.
Что касается электропитания, то проблем обычно не возникает: все блоки герметичны, клеммы и разъёмы конструктивно находятся в местах с наименьшей вероятностью попадания воды. Самый частый отказ — окисление контактов, обычно в системе электропитания световых приборов. Остальные проблемы, как правило, возникают после небрежной сборки скутера при подготовке к продаже (пережмут электрический жгут, уложат проводку без изоляции и т.д.).
Для информации: указатели поворотов, звуковой сигнал, будут нормально работать на большинстве скутеров только при исправном аккумуляторе, а фара работает только при запущенном двигателе. Электрический стартер работает только при нажатой ручке тормоза (кроме некоторых моделей Yamaha).
Не забудьте проверить состояние резины, особенно на заднем колесе, так как без разборки скутера на многих моделях её просто не заменить.
Практика. По поводу вождения скутера можно писать очень много, но я постараюсь изложить всё как можно более кратко. Первые свои навыки вождения приобретайте на как можно малолюдных улицах, научитесь чувствовать ручку газа и рычаг тормоза. Ни в коем случае не выезжайте сразу на загруженные улицы, с непривычки вы растеряетесь и автомобили просто вас «растопчут». Перед входом в поворот необходимо сбросить газ, а в самом повороте наоборот немного прибавить, это придаст скутеру больше устойчивости. На скутере нужно ездить с всё время включенным ближним светом, он делает ваш маленький скутер более заметным для автомобилистов и пешеходов. Часто любят повторять, что владельцам скутеров можно и пивка попить перед ездой, и им за это ничего не будет, но я более чем уверен, что большинство аварий происходит именно по причине езды в нетрезвом состоянии… Забудьте про подгазовку перед стартом, поскольку скутер может перевернуться. Если вы собираетесь ездить на скутере по городу, то обязательно выучите дорожные знаки, без знания правил дорожного движения в городе вам делать нечего. Не ездите на скутере без шлема, он может спасти вашу жизнь. И самое главное – не будьте дураками…;)
Топливо.
Для скутеров необходимо покупать специальное масло для двухтактных двигателей. Часто на таких маслах нарисован скутер или написано Scooter 2T. Бензин желательно лить с октановым числом не ниже 92. Литра масла хватает километров на 1000-1200. Бензина - литров 3 – 4 на сотню километров. Хоть это кажется и нереальным, но скутеры с объёмом двигателя 100 кубиков менее прожорливы, и им хватает, как правило, 3 литра бензина с октановым числом не ниже 92… Не знаю как для 50 кубовых скутеров, но для «соток» хорошо подходит недорогое масло МГД-14 (с гарантией «неподдельности»)…
Подведём итоги
Выбирая скутер, обязательно учтите несколько моих рекомендаций:
1) Не покупайте скутер с тюнингом, на нём ездили так, как вам в страшном сне не приснится!
2) Не покупайте скутер редких моделей.
3) Не покупайте скутер очень дёшево. Он либо угнанный, либо «убитый».
4) Не смотрите на пробег, он на 90% «скрученный».
5) Осмотрите воздушный фильтр – это самое слабое место у скутеров. Если он как труха или его нет совсем, то от такой покупки лучше отказаться.
6) Желательно покупать скутер с человеком, который хоть немного разбирается в технике. Одна голова – хорошо, а две – лучше!
Соблюдая эти рекомендации, вы уж точно не купите полный «отстой»!
Удачной покупки и счастливого пути!
|