ДОВОДКА М0КИКА «ПИЛОТА»
Редакционная почта наводнена вопросами о тюнинге мокиков «Пилот». Будоражат сообщения о чудесах, типа «поменял воздухан - и мокик попер 85». Вот и решили мы разобраться, какой тюнинг что дает реально и сколько такое удовольствие стоит. Ограничимся рассказом о самом доступном.
Воздушный фильтр
Чтобы мотору легче «дышалось», необходимо понизить сопротивление впускной системы, включающей воздушный фильтр, карбюратор и лепестковый клапан. Самый большой эффект обеспечивают так называемые «фильтры нулевого сопротивления» - их устанавливают при тюнинге скутеров. Наиболее распространены для «полтинников» «моющиеся» фильтры K&N с металлической сеткой и поролоновые Polini. Крепление к карбюратору не вызывает никакого затруднения, был бы под руками надежный винтовой хомут нужного размера. Имеет смысл ставить «нулевой» фильтр уже после настройки системы выпуска. Учитывая плохую защищенность задней части двигателя от воды и грязи (на мокике отсутствует подкрылок), такие фильтры желательно как-то закрыть. Поленитесь - тогда не сетуйте на низкий ресурс поршневой. Кроме того, после установки «нулевого» фильтра необходимо перерегулировать (забогатить) карбюратор. Если этого не сделать, сгорание бедной смеси вызовет перегрев, что, в свою очередь, может стать причиной прогорания поршня или «клина».
Если заниматься улучшением наполнения цилиндра, то без рейсинговых углепластиковых «лепестков» от Polini не обойтись. Они один в один подходят к «пилотовскому» «домику».
Карбюратор
С ним у тюнингеров широкий простор для творчества. В разное время на «Пилоты» штатно устанавливали приборы К-60В (первые выпуски).
Тем, кто всерьез занимается тюнингом, имеет смысл разориться на фирменные Del''Orto, предназначенные для Derbi, или приборы от скутеров-«полтинников». Их установка, в сочетании с другими мероприятиями, даст наибольший эффект. Однако «иностранцы» дороги и не везде продаются, поэтому интерес для широких масс представляют «наши» карбюраторы и Jikov иже с ними.
К-39 и Jikov 2912DHHS - карбюраторы горизонтальные, с цилиндрическими дросселями К-39 с диффузором грушевидной формы, Jikov 2912DHHS - цилиндрической. Они конструктивно схожи и снабжены системами поддержания постоянного уровня топлива, холостого хода, главным дозирующим и пусковым обогатительным устройством с рычажным управлением. К-60В тоже горизонтальный, но дроссель у него плоский, отсутствует дозирующая игла. Зато есть «автомат» в пусковом устройстве - при повороте ручки газа ранее закрытая воздушная заслонка возвращается в исходную позицию. Это хорошо для забывчивых - ведь если не открыть обогатитель на К-39 и Jikov''e, через какое-то время богатая смесь «закидает» свечу и мотор заглохнет. В лучшем случае придется раз десять выкручивать свечу и прожигать ее подручными средствами. В худшем - снять выпускную трубу, переворачивать мокик и сливать из цилиндра и картера несгоревшую жижу. Для установки К-60В придется смастерить переходник. Существует несколько способов его изготовления. Самый простой - не мудрствуя, отпилить кусок цилиндрической части свечного ключа (тю¬нинг требует жертв) и приклеить его к фланцу карбюратора «холодной сваркой». Чтобы диаметр другого конца карбюратора, который входит в муфту воздухофильтра, сравнялся с таковым у К-39, на него можно просто намотать изоленту.
Несмотря на примитивность устройства, по ремонтопригодности К-60В оказывается самым практичным - крышка дроссельной заслонки снимается после откручивания одного винта - легко вставить наконечник троса и пружину. Неудобный - Jikov. У К-60В самый надежный поплавковый механизм, за ним идет К-39. У Jikov нет колечка на клапане, так что уровень топлива здесь не регулируется. Учитывая цены на карбюраторы, покупать чешское изделие нет никакого смысла. Наилучшие результаты среди «наших» «мешалок» дает К-39 с расточенным диффузором. Образцом может служить заводское изделие, подготовленное «Пекаром» для 80-кубовых моторов ЗиД. Расточить подобным образом диффузор можно вручную напильником, но не забудьте после завершения работ хорошенько промыть карбюратор. И, конечно, под больший диффузор следует подобрать главный топливный жиклер с большей производительностью.
Система зажигания
Штатная система зажигания (типа CDI), хотя ее и поругивают спецы, обеспечивает приемлемую работу мотора вплоть до 8000 об/мин. Конечно, заманчиво иметь коммутатор с изменяемым углом опережения зажигания, но таких фирменных изделий нет, а изготовить самостоятельно подобный узел непросто. Установка фирменных блоков от скутеров, если и осуществима, то ощутимого эффекта (кроме чувства морального удовлетворения) не даст.
Важный аспект доводки двигателя - подбор калильного числа свечей. Хотя мощности это мероприятие особо не прибавит, без него не езда, а одно мучение. Тип свечи определяется с учетом температуры окружающего воздуха и режимов работы двигателя. При температуре воздуха от -15 до +5 рекомендуется свеча А11, А14В, от +5 до +15 - А11, А14В, А17В, от +15 до +25 - А14В, А17В, выше +25 -А17В, А23В. Среди указанных типов свечей при работе в малонагруженном режиме с частыми остановками двигателя лучше себя ведут свечи с меньшим калильным числом.
Зарубежные свечи приходят к нам с более высоким качеством изготовления. Но не нарвитесь на «левак». Поэтому, выбирая иномарку, следует уподобиться сыщику и убедиться в добросовестности продавца.
Система выпуска
Наибольший эффект дает настроенная выпускная система. Не секрет, что на ЗиДе выпускную трубу просто на чертеже вписали в раму, не задумываясь о настройке системы выхлопа. Да и не было задачи у заводчан повышать мощность двигателя. Скорее наоборот, надо было его «задушить», чтобы скорость мокика не превышала предписанные 50 км/ч.
Правильно подобранная резонансная часть повысит максимальные обороты и почти удвоит мощность. Однако изготовление такой трубы - дело трудоемкое и не дешевое. Еще дороже обойдется приобретение готовой выпускной системы от импортных 50- или 80-кубовых аппаратов. К тому же надо быть уверенным, что «импорт» впишется в «пилотовскую» раму. Прикинуть размеры можно оттолкнувшись от приведенных в конце материала размеров труб. Небольшие несостыковки допустимо устранить по месту с помощью «болгарки» и сварки. Размеры самой глушащей насадки особой роли не играют - можно с успехом отрезать от штатной трубы глушащую часть и использовать ее.
На дороге
Как изрек мыслитель, практика - критерий истины. Все описанные выше рекомендации были проверены на дороге.
Из исходных условий тестовых заездов ведущая звездочка штатная, т.е. 14 зубьев (о влиянии увеличения числа зубьев на «максималку» мы писали в «Мото» № 6/02, с 91). Установленная свеча - А-17В.
Напоследок
Прежде всего, не верьте в чудеса замена одного воздушного фильтра, а уж тем более свечи зажигания особой прибавки скорости или приемистости не даст. Хороший результат стоит денег. Спросите себя, готовы ли вы к расходам.
Для «колхозной» езды, в случае выхода из строя К 39, нет никакого смысла искатьК-39 или тем более Jikov. Покупайте К-б0 -он надежнее обеих моделей И дешевле в 2,5-3 раза - чем К-39, и в 3-4 раза -чем Jikov. «Среднему классу» (не «колхозникам», не тюнингаторам) лучше всего взять штатный карбюратор (К-39) с заводской регулировкой. «Нулевой» фильтр здесь противопоказан - с ним мотор просто не поедет.
После «полного» тюнинга, когда аппарат приобретет резвость необыкновенную, все же не советуем соваться на дороги общего пользования. Тормоза и ходовка «Пилота» на это не рассчитаны, а из-за возросшей максимальной скорости вы становитесь для ГИБДД «вне закона».
|